Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Комментарии к статье
1. В п. 1 коммент. ст. перечислены принципы, на которых основывается гражданское законодательство. Указанные принципы не только обеспечивают единство и целостность всех норм гражданского права, но и могут непосредственно применяться при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Так, указанные принципы находят применение при обнаружении пробелов в гражданском законодательстве (см. коммент. к ст. 6).

. Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает, что ни один субъект гражданского права не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданских правоотношений. Это в равной мере относится и к таким субъектам гражданского права, как РФ, ее субъекты и муниципальные образования. Вступая в гражданские правоотношения, указанные субъекты не могут пользоваться теми властными полномочиями, которыми они обладают как соответствующие публичные образования. В силу принципа равенства всех субъектов гражданского права РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не могут использовать свои свойства суверенитета и иммунитета, когда вступают в гражданские правоотношения. Если отдельные нормы гражданского законодательства нарушают данный принцип, они не должны применяться. Так, КС признал несоответствующим Конституции РФ положение абз. 3 п. 2 ст. 77 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку оно позволяет внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгнуть договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года (постановление КС от 6 июня 2000 г. N 9-П // СЗ РФ. 2000. N 24. Ст. 2658).

Не должны противоречить рассматриваемому принципу и нормативные акты иной отраслевой принадлежности, что, к сожалению, имеет место. Так, в нарушение принципа равенства субъектов гражданского права мс, закрепив иммунитет государственного бюджета, предоставляет неоправданные преимущества РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям перед другими субъектами гражданского права. Между нормами различной отраслевой принадлежности в принципе не должно быть противоречий, поскольку они регулируют различные общественные отношения. В данном случае речь идет о правовом регулировании имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Поэтому при решении вопроса об ответственности одного субъекта гражданского права перед другим должен применяться закрепленный в коммент. ст. принцип равенства этих субъектов.

. Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает имущественный порядок и стабильность гражданского оборота. В силу этого принципа ни один субъект гражданского права не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ).

Содержащиеся в некоторых нормативных актах правила о внесудебном принудительном изъятии имущества у собственника противоречат не только гражданско-правовому принципу неприкосновенности собственности, но и Конституции РФ и поэтому применяться не должны. К сожалению, КС в этом вопросе занимает противоречивую и непоследовательную позицию. Так, в постановлении КС от 20 мая 1997 г. N 8-П говорится о том, что ст. 242, 280 Таможенного кодекса РФ, предусматривающие возможность вынесения таможенными органами постановления о конфискации имущества в виде санкции за таможенное правонарушение при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника не противоречат требованиям Конституции РФ (СЗ РФ. 1997. N 21. Ст. 2542). В определении же КС от 13 января 2000 г. N 21-О содержится прямо противоположный вывод о том, что предусмотренная ст. 276 Таможенного кодекса РФ конфискация товаров и транспортных средств во всяком случае может назначаться только по решению суда (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1427).

. Принцип свободы договора предполагает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен (см. коммент. к ст. 421 ГК). Закрепление этого принципа в гражданском законодательстве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договоров на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является абсолютно необходимым в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот.

Однако в отдельных случаях в гражданском законодательстве установлены отступления от указанного принципа в интересах всего общества в целом или отдельных лиц. Так, в общественных интересах в случаях, предусмотренных законом, для поставщика обязательным является заключение договора поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 527 ГК). В интересах экономически более слабой стороны (потребителя) для коммерческой организации является обязательным заключение публичного договора (ст. 426 ГК).

. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела обусловлен тем, что нормы гражданского права призваны выражать и защищать прежде всего частные интересы участников гражданского оборота. Этого невозможно достигнуть, если кто-либо будет произвольно вмешиваться в их частные дела. В соответствии с указанным принципом органы государственной власти и местного самоуправления, как и любые иные лица, не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если эти дела осуществляются в соответствии с требованиями законодательства. Здесь имеются в виду не только частные дела предпринимателей, но и любые иные дела субъектов гражданского права. Так, ст. 23 Конституции РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В п. 1 ст. 11 Закона об информации содержится запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни.

В случаях, когда частные интересы отдельных лиц входят в противоречие с публичным интересом, гражданское законодательство отступает от рассматриваемого принципа и допускает вмешательство в частные дела граждан и юридических лиц. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты обусловлена потребностями наиболее полного развития гражданского оборота. Этого можно достигнуть только в случае, если на пути осуществления гражданских прав их субъектами будут сняты любые необоснованные препятствия. Такие препятствия нарушают не только интересы частных лиц, воплощенные в принадлежащих им правах, но и интересы всего общества в целом, которые заинтересованы в дальнейшем развитии гражданского оборота. Вместе с тем беспрепятственное осуществление гражданских прав допускается только тогда, когда эти права осуществляются в установленных законом пределах (см. коммент. к ст. 10 ГК).

В случаях, когда субъекты гражданского права при осуществлении принадлежащих им прав наталкиваются на какие-либо препятствия, имеет место нарушение субъективных гражданских прав. В соответствии с рассматриваемым принципом гражданское законодательство должно обеспечивать восстановление нарушенных прав при помощи различных способов. Одни из них носят общий характер и применяются при нарушении любых субъективных гражданских прав (см. коммент. к ст. 12 ГК). Другие же способы рассчитаны на восстановление отдельных видов нарушенных прав. Так, при нарушении преимущественного права покупки участника общей долевой собственности он вправе требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя (см. коммент. к ст. 250 ГК).

Необходимость судебной защиты нарушенных гражданских прав обусловлена тем, что защита в судебном порядке позволяет обеспечить наиболее полное, эффективное и справедливое восстановление нарушенного гражданского права. Поэтому ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (об органах, осуществляющих судебную защиту, см. коммент. к ст. 11 ГК).

Вместе с тем наряду с судебной защитой в гражданском законодательстве в отдельных случаях применяется защита нарушенных гражданских прав в административном порядке. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде (см. коммент. к ст. 11 ГК).

. В п. 2 коммент. ст. закреплен принцип свободы граждан и юридических лиц в приобретении и осуществлении своих прав. Этот принцип является одним из необходимых условий функционирования гражданско-правового механизма. Гражданское право призвано опосредовать частные интересы граждан и юридических лиц. Наиболее же адекватное опосредование частных интересов возможно только в том случае, если граждане и юридические лица участвуют в гражданском обороте по своей воле и в своем интересе.

Вместе с тем для нормального функционирования гражданско-правового механизма в некоторых случаях требуется отступление от указанного принципа. Так, гл. 50 ГК предоставляет гражданам и юридическим лицам действовать в чужом интересе без поручения постольку, поскольку эти действия соответствуют интересам другого субъекта гражданского права.

. В абз. 2 п. 2 коммент. ст. воспроизводится положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Следует иметь в виду, что речь идет только об ограничении гражданских прав и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому ссылкой на данное положение нельзя обосновать случаи внесудебного лишения права собственности граждан и юридических лиц. Лишение права собственности никак не охватывается понятием ограничения гражданских прав.

. В п. 3 коммент. ст. закреплен принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ. Единое государство опирается на единый рынок, который не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п. 3 коммент. ст. устанавливают правило о свободном перемещении на всей территории РФ товаров, работ, услуг и финансовых средств. В соответствии с указанным принципом субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ. Конкретизация этого общегражданского принципа осуществляется в отдельных актах гражданского законодательства. К примеру, в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о конкуренции не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одних регионов РФ (республики, края, области, района, города, внутригородского района) в другие.

Товары, работы и услуги могут иметь различный правовой режим. Поэтому их свободное перемещение должно осуществляться в соответствии с их правовым режимом. Так, свободное перемещение товаров, ограниченных в обороте, должно осуществляться в соответствии с правилами об ограниченно оборотоспособных объектах (см. коммент. к ст. 129 ГК). Свободное перемещение валютных ценностей осуществляется по правилам, установленным валютным законодательством и т. д. Хотя эти правила могут косвенно влиять на перемещение отдельных объектов, они не являются исключением из общего принципа свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Исключения из принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут вводиться только в соответствии с федеральным законом и только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ). Например, ст. 29 УЖД предусматривает возможность введения ограничений или временных запрещений на перевозки грузов, багажа, грузобагажа в определенных направлениях, если это вызывается действием непреодолимой силы или общественными интересами.