Если в коммунальной квартире освобождается комната

У этой статьи есть подпункты

Правила, касающиеся юридической судьбы освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, относятся только к объектам недвижимости в госфонде. Жилплощадь считается свободной, если человек умер, утратил право на проживание или переехал в другое место и оформил там постоянную регистрацию. В дальнейшем судьбу помещения решает уполномоченный орган (к примеру, Жилищный департамент муниципалитета).

Кто может купить или получить свободную комнату

В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся помещение в коммуналке предоставляется следующим лицам:

  • жильцам квартиры, которые являются малоимущими или испытывают острую потребность в жилье;
  • проживающие, необеспеченные достаточным количеством площади в соответствии с утвержденными нормами и признанные малоимущими;
  • лица, имеющие в пользовании недвижимость с площадью ниже нормы на каждого члена семьи.

Две первые категории вправе рассчитывать на безвозмездное получение комнаты в пользовании. Это оформляется посредством заключения договора соцнайма. Для третьей группы лиц доступна возможность приобрести недвижимость за деньги. При этом заключается договор купли-продажи с последующей регистрацией в Росреестре.

Процесс предоставления освободившейся комнаты

Чтобы оформить права на свободный объект недвижимости нужно действовать так:

  1. Получение уведомления о том, что жилплощадь освободилась.
  2. Подача заявления и пакета документации в уполномоченный орган.
  3. Заключение договора социального найма или купли-продажи с перечислением денежных средств.

Уведомительное письмо направляется всем лицам, проживающим в коммунальной квартире, где освободилась комната. В тексте оповещения прописывается, как и где можно получить консультацию по вопросу присоединения или выкупа, а также какие документы для этого потребуются.

Для оформления имущественных прав на свободную недвижимость требуется в течение полугода с момента получения уведомительного письма подать заявление и сопутствующие документы в уполномоченный орган. Если никто из проживающих лиц не подает заявления, то составляется специальный акт. В нем прописывается, что жильцы коммунальной квартиры не изъявили желания оформить комнату в пользование или собственность.

К заявлению необходимо приложить следующие бумаги:

  • общегражданские паспорта или свидетельства о рождении, а также их копии;
  • свидетельство о браке;
  • правоустанавливающие документы;
  • согласие от мужа/жены на покупку недвижимого имущества, заверенное у нотариуса (если планируется выкуп);
  • отказ от оформления свободного помещения, составленный от всех совершеннолетних граждан, проживающих в коммуналке;
  • документация с прошлого места проживания, если в этой жилплощади заявитель живет меньше пяти лет;
  • бумаги, подтверждающие, что заявитель стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении условий (если есть);
  • подтверждение наличия льгот (если есть).

Рассмотрим подробнее процесс выкупа и оформления договора социального найма.

Купля-продажа

Чтобы оформить соглашение о приобретении комнаты в собственность, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с оформленным заявлением. Сотрудники ведомства в ответ на заявку сообщают выкупную цену в устном или письменном виде и приглашают для получения квитанции на перечисление оплаты.

Установленная выкупная стоимость перечисляется в течение трех месяцев с момента принятия положительного решения в ответ на оформленное заявление. После того, как гражданин перечислит требуемые денежные средства, ведомство займется подготовкой проекта договора купли-продажи. Это произойдет в течение пяти рабочих дней.

Все заинтересованные лица, включенные в текст договора, будут приглашены для его подписания. Нотариального удостоверения готового документа не требуется, но по желанию сторон допускается обращение к нотариусу для заверения.

После оформления соглашения требуется осуществить государственную регистрацию перехода имущественных прав. Для этого необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ. После этого сделка будет считаться завершенной, а гражданин полноправным собственником недвижимости.

Следует учесть, что факт наличия имущественных прав на недвижимость возлагает на хозяина определенные обязанности. Так, он становится налогоплательщиком имущественного налога. В дальнейшем владелец вправе воспользоваться возможностью получения налогового вычета.

Социальный найм

Чтобы оформить договор соцнайма, необходимо обратиться в МФЦ или уполномоченный отдел местной администрации. Соглашение подготавливается для подписания в течение 30-ти рабочих дней.

О готовности документа гражданину сообщается дополнительно. Способ информирования наниматель выбирает самостоятельно в момент подачи заявки на предоставление госуслуги.

Чтобы подписать готовое соглашение о соцнайме, необходимо повторно посетить МФЦ или направить своего представителя на основании доверенности. На это нанимателю предоставляется 10 дней.

Уточнить информацию по оформлению, а также о наличии свободных помещений жилфонда можно в местной администрации. Для этого необходимо обратиться в отдел, который занимается этими вопросами. К примеру, в Москве это находится в сфере компетенции Жилищного департамента.