На главную

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

К списку законов

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
Статья 153.

оглавление     следующая     

Обязанность по внесению платы за жилое помещение
и коммунальные услуги

 

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Модный текстиль для дома

Комментарий к статье

1. Переход к рыночным отношениям в сфере организации системы приобретения и использования жилья немыслим без введения условия о платности получаемых гражданами услуг в соответствии с соотношением спроса и предложения на них. Платность будет способствовать перераспределению жилья среди населения, развитию конкуренцию среди лиц, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, повышению качества соответствующих услуг. Между тем процесс перехода на новые условия оплаты жилья должен носить поэтапный характер, учитывать имеющееся сложившееся положение дел. В жилищные правоотношения в той либо иной мере вовлечен каждый житель России. Поэтому в этих отношениях, как в никаких других, публичный интерес напрямую связан с частным. Гораздо проще принять закон, провозгласить об изменении действующей системы, чем обеспечить его исполнение.

Цена в рыночных отношениях выступает основным инструментом для измерения качества товара, состояния конкурентной среды в любой сфере деятельности. Поэтому при формировании рыночных отношений в жилищной сфере именно ценовая политика государства будет определяющей для достижения провозглашенной Конституцией цели социального государства по обеспечению достойной жизни человека, в том числе за счет создания условий для реализации гражданином права на жилище.

2. Между тем уже на первых этапах реформы жилищно-коммунального хозяйства, перевода его на рыночные рельсы обнаружились отмеченные выше, а также многие другие негативные последствия. Наиболее заметным, как указано в Приказе Госстроя РФ от 11 декабря 1997 г. N 17-132 "Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" (Бюллетень строительной техники.1998. N 2), является проявление сложившейся за многие десятилетия советского периода монополии государства в этой сфере, проявившейся в заметном дисбалансе между “отпущенными” ценами и качеством предоставляемых в замен услуг.

Так что переход к оплате жилья исходя из фактической стоимости его затрат, снижение, а затем и отказ от дотаций на оплату со стороны государства должны быть постепенными.

3. В соответствии со ст.1 действовавшего ранее Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики” задача плавного перехода к новым условиям установления цен в рассматриваемой социально-значимой сфере обеспечивалась следующим образом. Государством устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства основные принципы и методы формирования цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила их регулирования и применения, включающие в себя указание на структуру цен и тарифов, основания для их пересмотра, установление периода их регулирования, порядок рассмотрения, согласования и утверждения этих цен и тарифов, в том числе устанавливаемых в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

В том же законе закреплялось введение стандартов различного уровня федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации) и местных.

Аналогичные принципы сохранены в целом и на последующий период реформы.

Правительством РФ уточняются основы ценообразования, в частности, в виде установления ежегодных федеральных стандартов оплаты жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, а также иные условия ценообразования.

Региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с ежегодными федеральными стандартами устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Органами местного самоуправления, органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

4. С 1 января 2006 г. вступит в силу Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (ч.7 ст.15 Закона вступает в силу с 1 июня 2008 г.) - РГ. 2004. 31 декабря.

Законом устанавливаются основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Расчеты потребителей, в соответствии с этим законом, за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

Кроме того, в Законе уточняются полномочия в области регулирования и надбавок в отношении Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

5. Приведение в соответствие с названным Законом других законодательных актов осуществлено принятием Федерального закона 30 декабря 2004 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (РГ. 2004. 31 декабря).

6. Коммент. ст. ЖК развивает сформулированный в ст.309 ГК РФ принцип надлежащего исполнения гражданско-правового обязательства, уточняет момент возникновения обязанности по оплате в зависимости от основания использования жилого помещения и вида платежа.

При заключении договора социального найма, аренды, найма жилого помещения обязанность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения соответствующего договора, т.е., по общему правилу с момента, когда между сторонами в требуемой для таких случаев форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст.432 ГК РФ).

По некоторым видам платежей устанавливаются особенности заключения соответствующего договора. Так, в силу п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

7. В отношениях, основанных на членстве (в жилищном кооперативе), а также на праве общей собственности, указанная обязанность по оплате возникает с момента, когда правообладатель получил возможность использования жилого помещения в своем интересе, соответственно, с момента предоставления жилья или возникновения на него права собственности.

Бремя по содержанию жилых помещений в виде расходов на содержание и коммунальные услуги возложено на соответствующего собственника до заселения помещения в установленном порядке.

Copyright © 2005 - 2015
protoplex top-100: борьба лидеров!